- В Казахстане отсутствует всеобъемлющая практика вознаграждения за сообщения о преступлении. Есть Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 590-II «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка», согласно которому предусматривается денежное поощрение таких граждан наряду с объявлением благодарности и награждением грамотой. При этом вопрос определения порядка и размера денежного поощрения отнесен к компетенции местных исполнительных органов и решается комиссией, состоящей из представителей местных представительных и исполнительных органов, а также органа внутренних дел, представившего гражданина к поощрению.
Таким образом, денежное поощрение гражданина РК за сообщение (предупреждение, пресечение) о готовящемся или произошедшем преступлении является несистемной практикой, реализация которой имеет свои региональные различия.
2. Вместе с тем, в Казахстане достаточно успешно действует система денежных поощрений за сообщения о коррупционных правонарушениях. Так, согласно Правилам поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции, утверждённым приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 29 августа 2023 года № 270 предусматриваются следующие градации вознаграждения:
- по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 МРП;
- по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;
- по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;
- по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;
- по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП;
- по коррупционным правонарушениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба или стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает 1000 МРП, единовременное денежное вознаграждение составляет 10% от суммы взятки или причиненного ущерба, или представленных льгот, или оказанных услуг, но не более 4000 МРП.
Согласно Антикоррупционной службе, в 2019 году поощрено 9 человек на общую сумму 1 590 750 тг., в 2020 году 4 человека поощрили на общую сумму 627 820 тенге, в 2021 году поощрено 6 граждан на сумму 1 655 660 тенге. Максимальный размер вознаграждения составил 700 тыс. тенге, минимальный – 138,9 тыс. тенге. В 2022 году были поощрены 134 казахстанца на сумму 40,6 миллиона тенге. Житель Атырауской области получил вознаграждение в размере 12,2 миллиона тенге за оказанное содействие в изобличении экс-заместителя акима области.
Как видно, денежные поощрения в антикоррупционной сфере является вполне успешной и динамично развивающейся мерой борьбы с этим видом правонарушений. В этой связи представляется целесообразным распространить подобное стимулирование и на другие критичные отрасли правоотношений.
3. В Кыргызстане хотят повысить уже давно действующую ставку вознаграждения егерей, инспекторов и охотоведов. Соответствующий проект закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об охоте и охотничьем хозяйстве» одобрен в Жогорку Кенеше. В настоящее время егеря, инспекторы и охотоведы получают 30% от взысканной суммы за нарушение природоохранного законодательства. Теперь, принимая во внимание их низкую заработную плату, предлагается повысить вознаграждение до 50% от взысканной суммы.
Более того, данное вознаграждение полагается не только егерям и другим работникам охотничьих хозяйств, но и любым другим гражданам Кыргызской Республики.
4. Узбекистан пошел еще дальше. Согласно действующему постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 20.10.2014 г. № 290 «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования» штрафы за экологические правонарушения, совершенные на территории охотничьих хозяйств в полном объеме, передаются этим охотничьим хозяйствам. Так, согласно пункту Положения о порядке распределения средств, полученных в качестве платы за пользование объектами животного и растительного мира, штрафных сумм, и сумм, взысканных с нарушителей природоохранного законодательства за нанесенный ущерб (Приложение №4 к указанному Постановлению), «средства, полученные от взыскания штрафов за административные правонарушения, и средства по возмещению ущерба, причиненного животному и растительному миру, зачисляются в размере 100%…в случае совершения правонарушения в охотничье-рыболовных хозяйствах — на расчетный счет пользователя, ведущего охотничье-рыболовное хозяйство.
5. Резюмируя изложенное выше, а также принимая во внимание общемировую практику (распределение средств от штрафов в охотничьи хозяйства практикуется в некоторых странах Европы, множестве штатов США и пр.) полагаю, что стимулирование природоохраны в виде направления определённого % от штрафа в охотничьи хозяйства или непосредственно егерям способно резко повысить качество охраны животного мира, привлечь в профессию молодых людей, создать дополнительные рабочие места в сельских регионах и в целом несет положительный мультипликативный природоохранный эффект.